Продовольственная безопасность крайне важна для любой страны. Недавние события на отечественном сахарном рынке вскрыли наиболее острые проблемы самообеспеченности Казахстана в области продовольственной безопасности. Сахар является жизненно важным источником минералов в рационе питания, который составляет почти 20% человеческой потребности в калориях. Он также является важным компонентом почти всех продовольственных товаров и поэтому имеет важное значение для различных отраслей сельского хозяйства. Кроме того, данный продукт является частью продовольственной корзины, и его цена в конечном итоге влияет на уровень жизни местного населения.[1]
С начала этого года в Казахстане цены на сахар выросли в два раза и появились перебои в продаже продукта. Самые высокие цены были отмечены в Алматы и Туркестане, а самые низкие — в Петропавловске и Актобе. В среднем, годовой рост цен по сравнению с июлем 2021 года составил более 86%, с января розничная цена сахара выросла на 84%, с июня на 6% и в июле составила 537 тенге за килограмм.
Экономическая теория объясняет, что спрос на сахар неэластичен. Это позволяет производителям и розничным поставщикам спекулировать ценами. По этой причине правительства стремятся поддерживать местных производителей сахара и избегать зависимости от импорта даже в тех случаях, когда рентабельность отрасли является низкой. По мнению ученых, чтобы считаться самодостаточной с точки зрения продовольственной безопасности, стране необходимо производить не менее 80% внутреннего потребления. Объем производства сахара в Казахстане значительно ниже внутренних потребностей, а уровень зависимости от импорта составляет около 90%.
Сахар производят в основном из сахарного тростника и сахарной свеклы. Внутренний рынок Казахстана потребляет около 450-500 тысяч тонн сахара ежегодно, что требует около 4 миллионов тонн сахарной свеклы. Если в 1990 году Казахстан был практически самодостаточным с точки зрения производства сахара, обеспечивая 300 тысяч тонн сахара и сахарной свеклы, то в настоящее время страна производит только 30 тысяч тонн сахарной свеклы, что составляет около 5-7% спроса. Исследования показывают, что производство сахарной свеклы в Казахстане имеет низкую эффективность (высокий коэффициент потерь) и, следовательно, низкую прибыльность.(2) Также качество свеклы внутреннего производства имеет сравнительно низкое содержание сахара (13,43% — 14,7%).[3]
По данным Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, основной проблемой, ведущей к отсутствию отечественного производства сахара, является дефицит сахарной свеклы. Это, в свою очередь, связано с нехваткой орошаемых земель и воды в районах выращивания свеклы. Анализ показывает, что по сравнению с 1991 годом, в 2021 году площадь сахарной свеклы сократилась в три раза.
Максимальная посевная площадь сахарной свеклы, достигнутая за годы независимости, составляла 85 тысяч гектаров в 1992 году, и с тех пор она значительно сокращается, составляя 15 тысяч гектаров в 2021 году. А среднегодовой урожай свеклы, наоборот, за последние 10 лет (2012-2021 годы) увеличился и составил 270 центнеров с гектара. Например, в 2000-2010 годах этот показатель составлял 206,3 центнера на гектар. Соответственно, валовой урожай также увеличился. За последние пять лет (2017-2021) среднегодовой объем производства сахарной свеклы составил 450,3 тысяч тонн, что в три раза больше, чем в 2012-2017 гг. Представленные диаграммы дают понять, что площади посевов, урожайность и валовой урожай резко меняются из года в год, что свидетельствует о высоком риске отсутствия продовольственной безопасности.
Импортная зависимость Казахстана и запрет на экспорт сахара из России.
Помимо общих наблюдаемых экономических факторов, таких как инфляция цен на продовольственные товары, высокий сезонный спрос и низкий урожай, «сахарная лихорадка» была вызвана временным запретом на экспорт сахара из России, которая является основным поставщиком сахара в Казахстан. Утверждалось, что местных запасов сахара достаточно для предотвращения нехватки продовольствия на внутреннем рынке. Однако эти запасы были направлены на удовлетворение потребностей населения, а не промышленных нужд. Поэтому ряду предприятий пришлось приостановить производство сахаросодержащих продуктов.
Текущая политика и дальнейшие рекомендации:
Несмотря на появление проблем дефицита сахара и повышения цен в 2022 году, зависимость от импорта сахара и сокращение доли сельскохозяйственного производства в национальной экономике являются систематической проблемой в стране. В течение последних пяти лет министерство сельского хозяйства осуществляет Программу сельскохозяйственного развития, включая поддержку сахарных и кондитерских фабрик, путем возмещения их расходов на инвестиции в модернизацию, а также субсидирование предприятий по переработке сахарной свеклы. Одним из недостатков данной программы является недостаточность более точных ключевых показателей эффективности развития сахарной промышленности, и, следовательно, недостаток подотчетности.
В ответ на скачок цен, Правительство приняло меры на различных уровнях: во-первых, ведутся переговоры со странами-членами ЕАЭС. Казахстан и Россия договорились увеличить объем импорта сахара до конца года на 168000 тонн. Во-вторых, министерство сельского хозяйства разрабатывает Комплексный план развития сахарной промышленности. Приоритетными направлениями плана являются увеличение доли отечественного сырья, поддержка развития инфраструктуры, увеличение перерабатывающих мощностей, научная поддержка промышленности, защита отечественных производителей и меры по стабилизации цен. В-третьих, Агентство по защите и развитию конкуренции начало расследование дело крупного оптового поставщика, действия которого могли привести к повышению цен на сахар.
Несмотря на то, что история полна примеров практики, не существует единого пути решения, так как каждый рынок уникален. Случай сахарной промышленности Казахстана связан с несколькими факторами. Во-первых, Казахстану необходимо разработать политику или рамки, которые позволят стране воспользоваться преимуществами торговых соглашений, в тоже время ограничивая негативные последствия. В этой связи, как предложил глава Молочного союза, рекомендуется отменить импортные квоты и снять протекционистские пошлины до тех пор, пока не будет удовлетворен внутренний спрос на сахар (через альтернативных поставщиков или отечественное производство) для предотвращения скачков цен на сахар. Действительно, анализ передового опыта политики на рынке сахара показывает, что для развивающихся стран полезно разрабатывать и осуществлять как односторонние, так и многосторонние реформы и вести переговоры с крупными странами-производителями сахара. Можно рассмотреть практику Польши, которая провела протекционистскую политику до вступления в региональное соглашение и во время соглашения с ЕС. В соответствии с польским «Законом о сахарной промышленности» правительство установило внутреннюю производственную квоту и защитило внутренний рынок, установив высокие тарифные ставки.[4]
[1] Ерсеитова, Айгуль и др. «Свеклосахарное производство в Республике Казахстан». Espacios 38.24 (2017): 39-39.
[2] «Обзор сахарной отрасли государств – членов Евразийского экономического союза за 2012 – 2016 гг.» Евразийская сахарная ассоциация, Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии, 2017 год
[3]Ерсеитова, Айгуль и др. «Свеклосахарное производство в Республике Казахстан». Espacios 38.24 (2017): 39-39
[4] Зобов, Александр М. и др. «Сравнительный анализ лучших практик экономической политики импортозамещения». European Research Studies 20.2 (2017): 507.